МОАУ "СОШ №72"
город Оренбург
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.

    Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.

    Вторая цель информационной безопасности – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации

    инф безопасность

    На территории Оренбургской области участились случаи хищения денежных средств со счетов граждан.

    УМВД России по Оренбургской области предупреждает, будьте бдительны, не дайте себя обмануть!

    1. Хищение под предлогом предотвращения несанкционированного списания денежных средств, несанкционированного оформления кредита, блокировки банковской карты, сохранения денежных средств на резервном счёте.

    Преступники представляются сотрудниками Центробанка, ФСБ, МВД и вводят жертву в заблуждение, сообщая о подозрительных операциях со счетами либо о попытках оформления кредитов. Злоумышленники могут прислать выписки из банка, удостоверения и другие документы с печатями. В итоге предлагают обналичить со своих счетов имеющиеся сбережения либо в отделении банка подать новую заявку на кредит (для отмены предыдущей), и впоследствии просят перевести денежные средства на «безопасный» счет.

    1. Хищение посредством телефонного звонка под видом покупателя либо продавца по размещённому объявлению на торговых площадках сайтов «Авито», «Юла» и т.п.

    Преступник вводит жертву в заблуждение поясняя, что в связи с нахождением за пределами Оренбургской области лично передать деньги не может и предлагает осуществить сделку дистанционно. Для этого, как правило, лица переходят для общения в мессенджеры, чаще  «WhatsApp», договариваются о получении (отправке) товара с помощью служб доставки (Avito – доставка, CDEK, Boxberry и т.п.), преступники скидывают интернет – ссылку на фишинговые (поддельные) сайты, где жертва вносит реквизиты банковской карты.

    1. Хищение посредством телефонного звонка под предлогом выдачи кредитов (займов).

    В данной ситуации, до совершения преступления, потерпевший самостоятельно находит предложения в интернет среде о предоставлении кредита, перейдя на фишинговый сайт, оставляет свои контакты. Злоумышленник, под видом работника кредитного учреждения, связывается с жертвой, выманивает реквизиты карты под предлогом оплаты комиссии и распоряжается деньгами через подконтрольные банковские счета.

    1. Хищение с использованием «фишинговых сайтов» в сети Интернет.

    Как правило это «двойники» сайтов продаж авиабилетов, сайтов интернет - магазинов бытовой техники, электрооборудования и электроинструментов. Различаться такие сайты от настоящих могут в одну букву или цифру. Доменные имена таких сайтов обычно зарегистрированы за пределами РФ.

    1. Хищение с использованием сети Интернет в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», «Инстаграм»), в том числе путём взлома страниц.

    В этой ситуации прослеживается закономерность: в «Одноклассниках» жертвами становятся лица пожилого возраста, предлогом является мнимая выплата всякого рода компенсаций (НДС, доплаты к пенсии и т.п.). Во «Вконтакте» злоумышленником взламывается страница связей потерпевшего и от их имени путём переписки запрашиваются деньги в долг, с указанием реквизитов банковской карты. В социальной сети «Инстаграм» распространены так называемые интернет – страницы продаж вещей, где под видом сделки преступники завладевают реквизитами банковских карт либо вынуждают внести предоплату за товар и не исполняют своих обязательств.

    1. Хищение посредством телефонного звонка, под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности.

    7. Схема «руководитель». Жертвам мошенников поступают звонки и сообщения в мессенджерах от лица действующих или бывших руководителей. Далее с потерпевшими связываются сотрудники различных государственных структур и сообщают о попытках хищения денежных средств либо о необходимости оформления кредитов, с целью дальнейшего их перевода на «безопасный» счет.

    Весь спектакль с привлечением руководителя нужен злоумышленникам, чтобы вызвать доверие к озвученной информации. Аферисты заранее готовятся к обману и используют утечки баз данных и другие сведения, находящиеся в открытом доступе, с целью реализации персонализированного сценария атаки, вызывая минимум подозрений у жертвы.

                8. «Истекает срок действия сим-карты». Жертве мошенников поступает телефонный звонок от имени сотрудника оператора связи, который сообщает об окончании срока действия абонентского договора, и что для его продления необходимо продиктовать код из смс-сообщения,

    С помощью кода преступники получают доступ к номеру жертвы, а следовательно, к личному кабинету банковских приложений, Госуслуг и других сервисов. Помните, что договор с оператором связи бессрочный!

    9.Хищение денежных средств под предлогом дополнительного заработка в  различных  маркетплейсах  («Озон»,  «Вайлдберриз»,  «СберМегаМаркет»  и т.д.).  В сети  Интернет  потерпевшим  предлагают  заработок  в  сфере  торговли товара и оказания услуг.

    10.Хищение денежных средств под предлогом инвестирования. Часто для обмана мошенники создают сайты, которые сложно отличить от настоящих сайтов брокерских компаний. Прежде всего в таких предложениях должна насторожить высокая доходность.

    Первый шаг этой схемы – заставить человека зарегистрироваться на сайт. Второй – пополнить виртуальный счет, то есть перевести деньги. Иногда, чтобы вызвать доверие, жертве действительно поступает на карту небольшая сумма – якобы дивиденды с акций. Если человек пытается вывести вложения или откажется инвестировать больше, мошенники стараются давить сильнее: рисуют перспективы обогащения, предлагают взять кредит и продать имущество ради быстрого заработка.

    Список интернет-ресурсов, на которых размещены материалы по информационной безопасности

    Материалы, подготовленные Минцифры России:

    https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity;

    https://киберзож.рф/;

    https://выучисвоюроль.рф;

    https://прокачайскиллзащиты.рф;

    https://готовкцифре.рф;

    t.me/mintsifry.

    Материалы, подготовленные МВД России:

    https://мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja_reklama;

    https://мвд.рф/mvd/structurel/Upravlenija/убк;

    t.me/cyberpolice_rus.

    Материалы, подготовленные Банком России:

    cbr.ru/protection_rights/finprosvet;

    https://dni-fg.ru/;

    https://doligra.ru;

    t.me/fintrack_cbr;

    vk.com/finprosv.

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    • Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине
    • Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть
    • Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети
    • Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей


    Персональные данные
     

    «Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных» (Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.
    • Через программу:
    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    .

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    • Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине
    • Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть
    • Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети
    • Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей

    Методические и справочные материалы

    Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет")

    Информационная памятка для несовершеннолетних по вопросам кибербезопасности в сети Интернет 

    Безопасность в Интернете

    Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.

    Безопасный Интернет для детей

    Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.

    Линии помощи

    Информация о контактах данных служб, оказывающих методическую и психологическую помощь в вопросах обеспечения информационной безопасности:

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie